Понедельник, 18 ноября 2024

  В настоящее время приобретает популярность процедура заключения исполнителями работ по муниципальным контрактам с согласия муниципальных заказчиков договоров факторинга (уступки денежного требования) с организациями, специализирующимися на оказании такого рода услуг.

         Согласно условиям договора факторинга фактор вместо муниципального заказчика производит оплату выполненных подрядчиком работ по муниципальному контракту, а взамен приобретает право требования от муниципального заказчика денежных средств в размере перечисленной подрядчику платы за выполненные работы.

         При этом у муниципального заказчика, который не является стороной договора факторинга, возникает обязанность производить платежи за выполненные по контракту работы не подрядчику, а фактору.

         Муниципальный заказчик и подрядчик несут перед фактором солидарную ответственность, то есть фактор вправе по своему выбору потребовать возврата в полном объеме перечисленных подрядчику денежных средств как от муниципального заказчика, так и от подрядчика либо от них обоих.

         Единственным существенным условием, которое должно быть соблюдено для возникновения у муниципального заказчика денежных обязательств перед фактором, является получение муниципальным заказчиком письменного уведомления об уступке денежного требования данному фактору, в котором должно быть определено подлежащее исполнению денежное требование или указан способ его определения, а также указано лицо, которому должен быть произведен платеж.

         Процедура заключения договора факторинга максимально упрощена, достаточно лишь зарегистрироваться на соответствующей на электронной платформе и открыть поступивший на ваш адрес документ, после чего на документе появится отметка о его подписании вашей электронной цифровой подписью.

          Однако муниципальные заказчики, соглашаясь на заключение подобных договоров факторинга, не учитывают, что в силу императивных положений законодательства о закупках они лишены возможности осуществлять платежи по муниципальному контракту кому-либо кроме подрядчика, являющегося исполнителем по данному контракту.

          В результате на практике возникают ситуации, когда подрядчик получает оплату за выполненные работы, как от фактора, так и от муниципального заказчика.

          В свою очередь фактор приобретает безусловное право требовать от муниципального заказчика погашения возникшей задолженности, которая может достигать колоссальных размеров.

          При таких обстоятельствах одобрение муниципальными заказчиками заключения договоров уступки денежного требования (факторинга) за выполненные работы по муниципальным контрактам влечет за собой серьезные риски взыскания крупных денежных сумм из муниципального бюджета.