Пятница, 10 июля 2020

Правовое положение потерпевших по делам об административных правонарушениях регламентировано статьями 25.2, 28.2, 29.11, 26.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее – Кодекс).

  Понятие потерпевшего закреплено частью 1 статьи 25.2 Кодекса, согласно которой следует, что потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

  Также данной статьей закреплены основные права потерпевших, а именно:

 - право знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом.

 - участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении. В отсутствие потерпевшего дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

  Кроме того, потерпевший может быть опрошен в соответствии со статьей 25.6 Кодекса по обстоятельствам дела об административном правонарушении. При этом, согласно положениям статьи 26.3. Кодекса показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме, должны отражаться уполномоченным должностным лицом в протоколе об административном правонарушении либо протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении либо протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.

  Кроме перечисленного, потерпевший обладает следующими правами:

- быть указанным в протоколе об административном правонарушении (ч. 2 ст. 28.2. Кодекса);

- получить разъяснения по правам и обязанностям, предусмотренным Кодексом в момент составления протокола об административном правонарушении (ч. 3 ст. 28.2. Кодекса);

  - по соответствующей просьбе потерпевший вправе получать копию постановления по делу об административном правонарушении лично либо на почтовый адрес заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления (ч. 1 ст. 29.11. Кодекса).

  Наряду с изложенным, потерпевший согласно частей 1 и 4 статьи 30.1 Кодекса вправе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, а также определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в следующем порядке:

  - вынесенное судьей - в вышестоящий суд;

- вынесенное коллегиальным органом - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;

- вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

  В случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.

  По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.

  Также на основании статьи 25.14 Кодекса потерпевшему и его законным представителям (при наличии таковых) возмещаются в установленном Правительством Российской Федерации порядке расходы, понесенные ими в связи с явкой в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.