Понедельник, 20 августа 2018

Защита детей от информации, способной причинить вред их здоровью, репутации, нравственному, духовному и социальному развитию, признана одной из приоритетных задач государства как международным правом (ст. 13, 17 Конвенции ООН о правах ребенка), так и российским законодательством.

В условиях интенсивного развития новых информационных технологий дети все больше подвержены негативному информационному воздействию. Информация, распространяемая с использованием
информационно-телекоммуникационных сетей, все чаще оказывает на детей психотравмирующее и растлевающее влияние, побуждает их к рискованному, агрессивному, жестокому, антиобщественному поведению, облегчает их вовлечение в преступления.

Ежегодно увеличивается количество интернет-материалов с детской порнографией, растет число сайтов, содержащих такие материалы; сайты, посвященные суицидам, доступны подросткам в любое время
суток. Как следствие ежегодно увеличивается количество суицидов и попыток их совершения, случаев насилия, как в отношении детей, так и с их стороны.

Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» определена информация, запрещенная для распространения среди детей:

1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять
участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным;

4) отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

5) оправдывающая противоправное поведение;

6) содержащая нецензурную брань;

7) содержащая информацию порнографического характера;

8) о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия).

Федеральный законодатель также определил категории информации, распространение которой среди детей ограничено:

1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания,
самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

Вместе с тем, на практике наблюдаются многочисленные нарушения в деятельности юридических и физических лиц, распространяющих информацию, оборот которой запрещен или ограничен
законодательством, вследствие чего защита несовершеннолетних от негативного информационного воздействия, в том числе от нравственного растления, сексуального совращения, коммерческой и криминальной эксплуатации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, должным образом не обеспечивается.

Для защиты несовершеннолетних от небезопасной информации органами государственной власти принят ряд нормативных актов, а также определена система деятельности государственных органов, в обязанности которых входит обеспечение безопасного Интернет пространства.

Одним из основных законов, регулирующих данную сферу общественных отношений, является Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск,
получение, передачу, производство и распространение информации.

Данным нормативным актом определено, что в целях исключения свободного доступа к интернет-ресурсам с негативной информацией, на основании решений суда, либо специально уполномоченных органов государственной власти, производится ограничение доступа к таким сайтам.

Значительная часть негативной информации размещенной в сети Интернет, может быть признана запрещенной только на основании решений судов. Рассмотрение судами заявлений о признании
информации запрещенной к распространению производится в порядке гражданского
судопроизводства.

Вместе с тем законодателем, предусмотрен альтернативный (внесудебный) порядок ограничения доступа к определенной информации.

В частности, ограничение доступа к информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров производится на основании решений Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом
наркотиков (ФСКН России).

  Запрет доступа к информации о способах совершения самоубийств и призывов к их совершению осуществляется на основании решений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Ограничение доступа к материалам порнографического характера, осуществляется на основании решений Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых
коммуникаций (Роскомнадзор). Вместе с тем, на основании решений Роскомнадзора производится также ограничение доступа к информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также способах совершения самоубийств и призывов к их совершению, размещенной в средствах массовой информации.

Кроме того информация, содержащая призывы к участию в массовых мероприятиях, проводимых с нарушением закона, а также призывы к экстремистской деятельности может быть заблокирована на основании требования заместителя Генерального прокурора Российской Федерации.

Правом обращения, для принятия уполномоченными органами решений об ограничении доступа к негативной информации, наделены граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели, общественные объединения и иные некоммерческие организации, органы госвласти и местного
самоуправления.

Электронная форма для приема таких обращений размещена на официальном сайте Роскомнадзора в сети Интернет (http://eais.rkn.gov.ru).

19.10.2015