Вторник, 25 сентября 2018

С 01.01.2015 вступают в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В первую очередь данные изменения влекут за собой увеличение срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства: с двух месяцев до 1 года со дня совершения нарушения. Данное изменение отвечает цели административного наказания - предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Действующий в настоящее время срок давности привлечения к административной ответственности за совершение нарушений законодательства о труде и об охране труда зачастую позволял работодателям уйти от административной ответственности за совершенные нарушения. В частности это касается случая неоформления трудовых отношений с работником, когда срок привлечения к административной ответственности отсчитывается от даты допуска работника до работы.

Во-вторых, с 01.01.2015 дифференцируется ответственность работодателей в зависимости от характера нарушений. Исходя из действующей редакции КоАП РФ за совершение любого нарушения законодательства о труде либо об охране труда, наступает ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ и в случае повторного нарушения и только для должностных лиц - ответственность по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ. В новой редакции закона в самостоятельные составы выделены такие нарушения, как фактический допуск лица к работе неуполномоченным лицом; уклонение работодателя от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения; нарушение работодателем порядка или непроведение специальной оценки условий труда; допуск работника к работе без проведения обучения и проверки знаний в сфере охраны груда, а также без проведения обязательных медицинских осмотров; необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

В-третьих, изменения связаны со значительным увеличением размера штрафных санкция за совершение нарушений трудового законодательства. Если, согласно действующей редакции ст. 5.27 КоАП РФ, максимальный размер штрафа для должностных лиц составляет 5000 рублей, для юридических лиц - 50000 рублей, независимо от того, какие именно нарушения трудового законодательства были допущены (о труде либо об охране труда), то с 01.01.2015 максимальные размеры штрафа, в частности за нарушения законодательства об охране труда (ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ), совершенные впервые, составят 30000 рублей для должностных лиц и 150000 рублей для юридических лиц. За совершение повторных нарушений размер штрафа достигнет 40000 рублей для должностных лиц и 200000 рублей - для юридических лиц. Следует отметить, что в редакции ст. 5.27 КоАП РФ, действующей в настоящее время, не предусмотрено увеличение размера ответственности для юридических лиц в случае повторного совершения нарушений, а для должностных лиц в качестве единственной меры наказания за повторное нарушение трудового законодательства указана дисквалификация.

В то же время, как новая редакция ст. 5.27 КоАП РФ, так и ст. 5.27.1 КоАП РФ в качестве наказания предусматривает новую меру ответственности - предупреждение.

Указанные изменения свидетельствуют о повышении значимости соблюдения трудового законодательства организациями, и в первую очередь, это касается соблюдения требований охраны труда на рабочих местах. Данные изменения должны способствовать формированию у работодателя правовой дисциплины. Поскольку для него будет экономически выгоднее соблюдать нормы трудового законодательства, нежели подвергаться административным санкциям в тех размерах, в которых они будут действовать с 01.01.2015, что не может не отразиться благоприятным образом на трудовых правах работников.

24.12.2014