Вторник, 11 декабря 2018

Согласно пункту 2 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение органов местного самоуправления полномочиями по вопросам, не относящимся к вопросам местного значения, осуществляется только федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно частям 3,4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N«О введении в действие
Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в  многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Таким образом, порядок формирования земельного участка под многоквартирным домом определен федеральным законом и производится только на основании обращения лица, уполномоченного собранием собственников в многоквартирном доме, то есть в заявительном порядке.

Если земельный участок не был сформирован и не был поставлен на кадастровый учет, его границы не были описаны, не были закреплены на местности в предусмотренном действующим законодательством порядке, его межевание не проводилось, то данные обстоятельства свидетельствуют об ориентировочном характере его границ. И значит, у собственников помещений в данном жилом доме
не возникло право общей долевой собственности на этот участок. Правовое значение имеет не только фактическое землепользование, но и требования законодательства о формировании земельного участка, проведения его государственного кадастрового учета, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (часть 5
статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004
N189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 67 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 года N10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем, по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав, общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.

По смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона N189-ФЗ «О введении в действие «Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав дома объекты недвижимого имущества не сформированы собственники помещений многоквартирного дома вправе владеть и пользоваться земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации дома, также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N12-П в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1), 35 (части 1 и части 2) и 36.

В указанном Постановлении оговорено, что собственники помещений многоквартирных домах,
земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные орган государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

Муниципальными службами по инициативеоргана местного самоуправления данная работа была проведена, в результате чего 2007 году по результатам формирования были установлены границывсех участков, включая домовой и смежные, изданы соответствующие постановления, затем в 2009 году были внесены сведения в государственный кадастр недвижимости.

12 мая 2006 года Городской совет муниципального образования «город Набережные Челны Республики Татарстан» своим решением № 12/4 утвердил «Положение о порядке проведения публичных слушаний по проекту планировки территории, проект межевания территории города Набережные Челны».

В соответствии с требованиями статей 41,42,43 Градостроительного кодекса РФ в целях реализации генерального плана города Набережные Челны, утвержденного сессией Городского Совета от 27.06.2006 № 14/4, обеспечения устойчивого развития территорий, установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства, руководителем Исполнительного комитета города принято постановление № 1140 от 28  марта 2007 года об утверждении плана мероприятий по разработке и утверждению проектов межевания территории муниципального образования «город Набережные Челны».